"Людей должны бесить гитарные соло. Я думаю, мои соло лучше, чем у других."
Жизнь Ричи Блэкмора в поучительных историях и анекдотах. Часть 2: Быть шоуменом!
В 1962-м Ричи получил свой первый в жизни профессиональный ангажемент, однако сперва отказался от него по собственному желанию! "Я никогда раньше не слышал об этом парне, "Screamin'" Лорде Сатче, но мне было известно, что он платит музыкантам хорошие деньги. Ну что - пришел на репетицию, оказался зачисленным в группу The Savages... но сам отказался от этого предложения. У Лорда и его ребят тогда концертной работы было невпроворот, а мне по молодости еще не хотелось отрываться от дома и ездить в протяженные турне. Я ему так и сказал, что поработаю с ними попозже. Возражений не было - я действительно вернулся к Лорду через полгода, и был без вопросов зачислен в группу. Отрепетировал я программу с Лордом, однако и представления не имел, что это у него за знаменитое шоу, о котором говорила вся Британия. Так вот, играю я первый концерт со Screаmin' Lord Sutch & The Savages, начинаем мы исполнять "Jack The Ripper", и тут Лорда выносят на сцену в гробу! Я просто офигел и подумал: "Надо же, я играю в группе с настоящим сумасшедшим! И вот с этим человеком я буду вынужден ездить на гастроли в одном фургоне!"
Но все обошлось, и я очень благодарен Лорду за то, что он научил меня быть настоящим шоуменом - поначалу он просто хватался на сцене за гриф моей гитары и орал на меня: "Не стой на месте! Двигайся, двигайся!!!" Я ведь тогда прятался то за усилителями, то вообще стоял сбоку от сцены, а Лорд вытаскивал меня оттуда - и после концертов проводил со мной эдакие душеспасительные беседы. Я согласен с ним в том, что на сцене нужно или изображать эдакого "мудреца в себе", или вести себя подобно клиническому идиоту. Только тогда люди будут думать, что ты и впрямь хороший шоумен. Мне же по характеру всегда было ближе замкнуться и уйти в себя... увы, это не годится для сцены. Под конец первого же турне с The Savages я уже носился по сцене как бешеный в костюме Тарзана, и сам заводил публику."
Впоследствии Ричи еще создаст с двумя музыкантами The Savages "почти собственную" группу The Roman Empire - "первый коллектив, от игры в
котором я получал настоящее удовольствие. А все оттого, что наша музыка совершенно не годилась для танцев." (!!!) Три года спустя гитарист еще вернется денег ради к своему мудрому и малохольному наставнику, а в 1965-м Ричи выпала судьба войти в европейский тур-состав самого дедушки рок-н-ролла Джерри Ли Льюиса. Впрочем, тоже в весьма необычных обстоятельствах: "История была еще та - мы должны были репетировать с Джерри целую неделю до начала турне. Только он все никак не приезжал и не приезжал, и менеджер сказал нам, что мы будем репетировать вместе пять дней. Потом - три дня. Потом - один. Вобщем, Джерри появился на нашей базе примерно в полдень в день первого выступления, а мы помню, сидели там и чуть ли не тряслись, потому что были наслышаны о крутом нраве Джерри: он якобы бьет морду любому музыканту, если его не устраивают профессиональные данные этого инструменталиста. К счастью, он никого не побил, и даже пригласил меня в Мемфис записываться вместе с собой. Но я отказался. И я хорошо помню, как я стоял на этой единственной репетиции с Джерри, а он все приговаривал: "Играй, Ричи, играй!" А я нервно вертел головой и все думал: "Да когда ж он меня ударит?"
Зато именно с аккомпанирующим составом Джерри гитарист впервые попал на свою "вторую родину" - Германию. "Мне с первого же взгляда очень понравилась эта страна. Люди там работают больше, а, значит, и на концертах отвязываются куда как круче, чем в Англии. К тому же я не знал ни слова по-немецки, и между мной и аудиторией не было никаких преград: я играю музыку для людей, и все!" В самом начале 1968-го Ричи решил наконец-то покончить с аккомпанирующей работой и войти в состав британского вокалиста Криса Кертиса Roundabout. Дальнейшее известно всякому: после понятной неразберихи с составом и названиями вроде Orpheus и Concrete God Ричи вспомнил о некоем хите 1955 г. "Deep Purple", известном большинству меломанов в исполнении Джимми Смита. Остальное, как говорится - история...
А как вы пишете песни?
Редко можно назвать конкретную дату рождения той или иной песни, тем более классического рок-номера, перевернувшего судьбы не одной тысячи музыкантов на всей планете. Невероятно, но факт - один из классических номеров Deep Purple "Highway Star" не только имеет точный "день
рождения", но и само это рождение случилось на глазах не только коллег по группе, но и немногочисленных журналистов! А дело было так: 13 сентября 1971 г. Deep Purple начинали свое очередное турне по Великобритании. Менеджмент группы рекламы ради нанял большой автобус, куда поместились и музыканты, и журналисты, которым было разрешено общаться с рок-звездами на протяжении всей дороги от Лондона до Портсмута. Далее, по воспоминаниям Яна Гиллана, произошло следующее: "Один из журналистов спросил Ричи - как, мол, вы пишете песни? Ричи находился на диво в хорошем настроении, схватил гитару, и начал наигрывать какой-то новый рифф. Я тоже подключился, и стал импровизировать какую-то мелодию с первыми пришедшими в голову словами; как сейчас помнится - "We're on the road, we're on the road, we're a rock'n'roll band..."
Как легко догадаться, спонтанные публичные упражнения Ричи и Яна превратились в конце концов в знаменитое мелодическое гитарное соло перед последним куплетом "Highway Star". Прочие части композиции были сочинены и отрепетированы во время саундчека в Портсмуте, и в тот же вечер "Highway Star" впервые игралась перед публикой. Правда, Ричи потом неоднократно попрекал Яна за бессмысленность текстов на всем альбоме "Machine Head" (1972), однако в данном случае лучше всего прислушаться к комментарию Роджера Гловера: "Яну всегда нравились бессмысленные рок-н-ролльные тексты 50-х годов, вот в "Highway Star" и "Space Truckin'" тексты точно такие же: это песни ни о чем, состоящие из фраз, которые означают еще меньше, чем ничего!" Рецепт настоящего рок-хита, не так ли?
Нацеленный вне deep purple
Формально причиной расставания Ричи с Deep Purple в мае 1975-го стало нежелание остальных музыкантов группы поместить девятью месяцами ранее на альбом "Stormbringer" кавер-версию столь полюбившейся гитаристу композиции группы Quatermass "Black Sheep Of The Family", позднее материализовавшейся на полноразмерном дебюте Rainbow. Ричи: "Это был замысел Яна Пэйса и Джона Лорда - вообще не играть чужой материал. Вот Роджер Гловер - куда более разумный человек в этом отношении, он хотя бы послушает песню, прежде чем отклонить ее." Ричи вообще-то не очень стремился уйти из Deep Purple - запись "Black Sheep Of The Family" с музыкантами группы Elf в начале предназначалась для разового сингла, но когда выяснилось, что написанный Ричи и тогдашним вокалистом Elf Ронни Джеймсом Дио би-сайд гипотетического сингла - пьеса "Sixteens Century Greensleeves" - звучит лучше кавер-версии, то было решение записать полный альбом. Тем не менее, весьма симптоматично заявление, сделанное в январе 1975 г. Ричи одному американскому журналисту: "Я прекрасно понимаю, что "Stormbringer" - редкостный отстой, однако я не хочу, чтобы мои коллеги по Deep Purple знали что-либо о моем сольном проекте. Я просто хочу доказать сам себе, что я что-то представляю из себя как музыкант и вне группы. Мне не хочется начинать настоящую сольную карьеру. Группы под названием Ritchie Blackmore's Band просто не будет! Моя сольная запись - просто игрушка, но кто знает, во что она превратится, если ей будет способствовать успех?"
Ричи имел все резоны быть осторожным в своих словах - его опыт стороннего музицирования вне Deep Purple на протяжении 70-х свелся в участии в студийных джем-сейшенах вместе с Яном Пэйсом,и кумирами Ричи из 60-х - гитаристами Элбертом Ли и "Big" Джимом Салливэном, обратившихся по воле продюсера Дерека Лоуренса в LP "Green Bullfrog", записанный в конце 1970-го, но изданный лишь двумя годами позднее. Да и то все музыканты скрылись под псевдонимами из-за возможных проблем с собственными контрактами "по основному месту работы". Материал же LP представлял собой инструментальные кавер-версии блюзовой классики, а равно кантри- и госпел-номеров. Затем, в конце лета 1973 г., в самый разгар отчаянной работы над альбомом "Who Do We Think We Are?" Ричи решил уступить в борьбе с Гилланом и... задумал покинуть группу - похоже, в компании с Яном Пэйсом. Планы у Ричи были самые что ни на есть амбициозные: создать супергруппу Baby Face в компании Яна (Пэйса) и ни много ни мало - лидера ирландских хард-рокеров Thin Lizzy, певца и бас-гитариста Филипа Пэриша Лайнота (1949 - 1986)! Замысел отлился в нерегулярные двухмесячные репетиции, да несколько демо-записей совершенно ужасного качества, часть из которых, как ни странно, много позже трансформировалась в некоторые композиции со второго сольного альбома Филипа "The Philip Lynott Album" (1982). Но Ян Гиллан покинул Deep Purple, оставив Ричи с туманной перспективой заманить в группу бывшего певца Free Пола Роджерса, в результате избравшего карьеру фронтмена тогда еще супергруппы Bad Company. Однако некоторая связь путей-дорожек Ричи и Thin Lizzy сохранилась и в дальнейшем - в 1976-м ирландцы открывали несколько концертов Rainbow в Калифорнии, а бас-гитарист Rainbow (1975 - 1977) Джимми Бэйн так и вовсе оказался старым другом-собутыльником юного гитарного дарования Thin Lizzy Брайана Робертсона.
А потом гостевая работа Ричи свелась всего-то к четырем номерам: 24 марта 1976 г. он вышел на сцену в Санта-Монике с британскими глэм-рокерами The Sweet и исполнил соло в кавер-версии стандарта Free "All Right Now", который музыканты посвятили памяти умершего за пять дней до этого концерта гениального лидер-гитариста Free Пола Коссоффа.
Запись этого номера запечатлена на редчайшем трехтрековом CD-сингле, изданном фэн-клубом The Sweet тиражом всего 500 экз. в мировом масштабе. В 1980-м гитарист принял участие в записи композиции "I Call, No Answer" с сольного альбома экс-басиста The Pretty Things и T.Rex Джека Грина (Ричи познакомился с ним на записи "Green Bullfrog"), а в 1997-м Ричи записал классический номер "Apache" для трибьютного альбома группы The Shadows "Twang!", а также исполнил гитарные партии в кавер-версии собственной "Smoke On The Water" на причудливом хэви-альбоме отставного эстрадного крунера Пэта Буна "In A Metal Mood". До побочной ли работы здесь, когда собственная группа Rainbow всегда являлась для Ричи настоящим полем эксперимента!
Всеволод Баронин.
Источник: www.musicrock.narod.ru