"Мы играли как-то раз со Стоунз, и Мик Джаггер заявил в интервью, что я лучший гитарист, которого он когда-либо видел. В ответ я охаил Стонуз в печати, и это положило конец нашей дружбы."
Ричи Блэкмор: обратно в "Rainbow" (Журнал "Vintage Guitar") Часть 1
Вам не надоело читать о личных раскладах между участниками легендарной рок-группы "Deep Purple"? Или, к примеру, о взрывном темпераменте гитариста Ричи Блэкмора? В самом деле, такого добра более чем предостаточно найдется на страницах всевозможных малохольных "рок-журналов". Таковы, увы, законы бульварного жанра.
В настоящий момент легендарный "стратокастеровец" снова в строю с новым составом "Ritchie Blackmore's Rainbow", хард-роковым проектом, который был собран музыкантом после ухода из "Deep Purple" в середине 1970-х. Воссоединение "Deep Purple" в начале 80-х носило непродолжительный характер. Уже в начале 90-х Blackmore снова объявляет об уходе. Причины, по большому счету, те же, что и два десятка лет назад... Впрочем, давайте без лишних подробностей, о'кей ?
Vintage Guitar: На обложке альбома "Stranger In Us All" имеется такое посвящение: "Спасибо всем... в том числе, отцу, купившему мне первую гитару, с которой все началось". Что это была за гитара - модель и фирма-производитель?
Ричи Блэкмор: Мне было 11 лет, когда я уговорил отца купить гитару. Тогда по радио звучал Элвис Пресли и другие, и мне хотелось быть, как Скотти Мур. Отец купил акустику "Framus" в местном музыкальном магазине. Тогда она стоила 7 гиней, что эквивалентно 20 долларам. Бешенные деньги по тем временам! Помню как он сказал: "Если ты не научишься играть на этой штуковине, то я разобью ее у тебя на голове".
Кроме того, мне очень нравился Томми Стил, который на тот момент пользовался бешенной популярностью в Англии. Я хотел играть, как он. Я не пропускал ни одного шоу с его участием. Шоу называлось "Six-Five Special" (в Америке было тоже нечто подобное. Называлась передача "Shindig". Каждый раз я смотрел "Six-Five Special" и пытался бряцать на гитаре, хотя и не знал аккордов. Мне тогда казалось, что смотрится это сногсшибательно (смеется).
Мне посчастливилось, так как ходить заниматься я начал с самого начала. К учителю ездил на велосипеде за шесть миль. В одной руке у меня была гитара, другой я управлял велосипедом. Это было отличное время!
Vintage Guitar: Ну, и, наверное, Вы слушали "Radio Luxembourg"?
Ричи Блэкмор: А как же! Вспоминаю об этом, как об одном из лучших моментов моей жизни. Программы транслировались с 8-ми до 10-ти вечера. После 10 приходилось делать приемник тише, так как отец думал, что я уже сплю! "Radio Luxembourg" в то время было практически единственным источником информации. Они ставили Buddy Holly и Duane Eddy, которые были также моими кумирами. Группа, в которой я начал играть подростком, переигрывала их песни.
Vintage Guitar: С какой гитарой вы пришли в группу?
Ричи Блэкмор: На день рождения я купил себе звукосниматель. Сам установил его на "Framus", сам припаял ручку громкости и тембра. Одно время на этой гитаре было даже три датчика. Но потом, когда мне исполнилось 15 или 16, появился "Hofner Club 50" и усилитель "Watkins Dominator". Тогда мы выступали раз в неделю (не больше), и каждый раз, как я его включал, что-то постоянно ломалось. На первом или втором номере! Приходилось играть через чужой аппарат. Ближайшая мастерская - в Лондоне. Не ближний свет. Чтобы поменять одну-единственную лампу, усилитель в 30 фунтов приходилось тащить на себе. Однажды мне посоветовали: "Да, возьми ты другой аппарат". И что вы думаете? Только начали играть - опять что-то полетело!
Vintage Guitar: И как часто такое случалось?
Ричи Блэкмор: Шесть раз. В конце концов, лондонские умельцы сдались и попросили прийти к ним с гитарой и усилителем и что-нибудь сыграть. И как только я включил усилок в их мастерской - бац! Опять что-то сломалось! В итоги мне дали новый агрегат, который, впрочем, тоже прослужил недолго: месяц или два. По-моему, эта модель не была рассчитана, чтобы играть на полной громкости.
Vintage Guitar: Говорят, что на "Club 50" стояли совсем слабые датчики. Так ли это?
Ричи Блэкмор: И да, и нет. Эти гитары выглядели просто потрясающе, а дерево - так просто фантастика! Когда мне исполнилось 17, я купил "Gibson ES-335". По-моему, это была модель 59-го года. Сейчас, говорят, коллекционная ценность.
Vintage Guitar: Верно ли следующее утверждение: первый успех пришел к вам в составе "Nero & the Gladiators"?
Ричи Блэкмор: Я никогда не играл в "Nero & the Gladiators", как они теперь об этом рассказывают. Одной из моих первых групп была "Screaming Lord Sutch and the Savages". Да, мне действительно нравилось, как "Nero & the Gladiators" исполняют чужие песни. Они тогда были моими кумирами.
Vintage Guitar: Давайте поговорим об альбоме "Shades of Deep Purple", где есть пара интересных кавер-версий. В частности, "Hush" и парочка "битловских" мелодий. Было ли это влиянием "Nero & the Gladiators"?
Ричи Блэкмор: Все, в общем, достаточно прозаично: у нас на тот момент не было достаточно собственных композиций. Еще в Германии я услышал "Hush" Billy Joe Royal. Это была шикарная вещь. Я подумал, что неплохо бы ее переиграть в собственной обработке.
Vintage Guitar: А как насчет "Vanilla Fudge", которые одновременно с вами выпустили кавер на ту же песню?
Ричи Блэкмор: Мы, конечно же, слышали о них. Но после того, как "Vanilla Fudge" записала 8-минутную версию, слизанную нота в ноту у нас, перестали их уважать. Это было году в 68-м.
Vintage Guitar: Какой комплект оборудования использовался на "Shades of Deep Purple"?
Ричи Блэкмор: Моя 335-я и 200-ваттный усилитель "Marshall". И кроме того, английский fuzzbox плюс "квакушка" "Vox", которой пользуюсь и по сей день.
Vintage Guitar: Мне показалось, что на "Hush" гитара звучит как-то преувеличено. Прописывали дабл-трэком?
Ричи Блэкмор: Хотите верьте, хотите нет, но эту песню записали со второго дубля. А запись всего альбома заняла 48 часов. Практически все песни были записаны со второго раза. Работать под давлением иногда бывает даже очень полезно. Ты не можешь позволить себе расслабиться, мол, студийного времени еще валом, и можно все еще сто раз переписать. Но иногда такое давление противопоказано. Ты пишешься через силу, теряются многие моменты спонтанности. Единственный незапланированный момент на "Hush" - это feedback. У меня есть одна дурацкая привычка - щелкать во время игры переключателем звукоснимателей. Как тот дерганный кролик. Если играю какую-нибудь синкопированную фразу, то и переключателем синкопирую. Не знал, как это смотрится со стороны, пока кто-то мне сказал об этом. И все-таки мне нравится, когда одна и та же фраза звучит каждый раз с новым звуком.
Vintage Guitar: Расскажите, на чем вы играли в первом составе "Deep Purple".
Ричи Блэкмор: Я пришел с 335-й и "Vox AC-30", который был полностью переделан Marshall`ом. Оригинальные комбики фирмы мне абсолютно не нравились. Мне кажется, что тогда я всех заколебал на маршалловском заводе. Прихожу - и каждый раз играю на полную катушку. Офис Джима Маршалла тогда находился чуть ли не в самом начале улицы. И вот встречаю как-то хозяина фирмы, а он мне и говорит: "Ричи, не иначе ты вчера к нам на огонек захаживал? Слышал, слышал (смеется)...". В конце концов, сделали такой усилитель, который устраивал меня на все сто. У него больше, чем обычно, концертной мощности и "мяса".
Vintage Guitar: Как вы перешли на "Stratocaster"?
Ричи Блэкмор: По-моему, это было в 71-м. Гриф служившего мне верой и правдой "Gibson`а" отработал свое. Замену ему было найти весьма и весьма проблематично. Так я взял в руки "Fender". Поначалу приходилось нелегко. Звучание "фендера" очень "чистое", но не хватает сустейна "гибсоновских" звукоснимателей. Но в тоже самое время, "Fender" - бескомпромиссный инструмент. На нем еще надо уметь играть. По правде говоря, первый "Stratocaster" достался мне в наследство от Эрика Клэптона. Эрик подарил гитару моему приятелю, который на тот момент был нашим роади. С тех пор я заинтересовался "фендерами". По-моему, первым альбомом, записанном исключительно на гитарах "Fender", был "Deep Purple In Rock".
Vintage Guitar: Чем принципиально отличался первый состав "Rainbow" от "Deep Purple"?
Ричи Блэкмор: У музыкантов было меньше амбиций (смеется)! Хотя общая концепция группы не изменилась - та же гитара, тот же орган.
Vintage Guitar: Кавер-версия "Still I'm Sad" на первой пластинке "Rainbow" - инструментал. Как так получилось?
Ричи Блэкмор: Я и сам не знаю. Вроде как кто-то посоветовал, чтобы на первом альбоме обязательно был инструментальный номер. Мне всегда нравились песни "Yardbirds". Показалось, что именно эта вещь и будет инструменталом. Впрочем, существует издание первого "Rainbow" где "Still I'm Sad" звучит с вокалом. Тональность, в которой мы играли, очень высока для пения, так что новую версию пришлось переиграть в другом ключе.
Vintage Guitar: Можно ли сказать, что первый состав "Rainbow" ассоциируется прежде всего с "Street of Dreams"?
Ричи Блэкмор: Нет, ну почему же? У нас было несколько хитов в Европе - "Stone Cold" и "I Surrender"... "Stone Cold", например, попал в штатовский хит-парад.
Vintage Guitar: "Deep Purple" воссоединились. "Stratocaster`ы" и "Marshall`ы" так и остались основными составляющими вашего оборудования?
Ричи Блэкмор: Совершенно верно. Однако в 85-м году я позволил себе эксперимент с гитарным синтезатором фирмы "Roland". Купился на то, что многие звуки можно играть самому. Особо отмечу струнные эффекты.
Источник статьи сайт - guitar.ru