"Я не тщеславен, но если бы я не был музыкантом, я бы сдох со скуки."
Интервью Ричи Блэкмора журналу Guitar World
Ричи Блэкмор занимает достойное место в пантеоне британских рок-гитаристов, рядом с Джимми Пейджем, Джеффом Беком, Эриком Клэптоном и Питером Грином. Яростное вибрато, сладкоголосые и одновременно жалящие соло, а также неповторимое сочетание блюзовых и классических приемов игры - вот лишь некоторые из черт стиля Ричи Блэкмора (очень массово копируемого стиля - за деталями обращайтесь к Ингви Мальмстину).
Этой осенью Блэкмор планирует выпустить полностью акустический альбом. По словам самого Блэкмора, этот проект, носящий интригующее название "Средневековые луны и цыганские танцы", включает в себя поп-фолковые акустические номера, выдержанные в духе Эпохи Возрождения. Вполне можно представить себе, что подобная музыка звучала много лет назад у стен какого-нибудь старинного европейского замка. Этот проект очень интересен - хотя бы тем, что на этот раз Блэкмор сумел обойтись без маршалловских усилителей, во многом определявших звучание его гитары на большинстве классических записей Deep Purple и Rainbow.
В интервью журналу Guitar World Ричи Блэкмор воспользовался возможностью поподробнее рассказать о некоторых из этих знаменитых записей.
"Hush"
Идея исполнить Hush - композицию, написанную сессионным гитаристом South, принадлежала мне. Я услышал ее в Гамбурге, рассказал группе, и мы ее записали. Эта вещь была полностью записана с двух дублей. Да и на весь первый альбом нам понадобилось лишь сорок восемь часов. Мне в ней нравится гитарное соло - особенно фидбэк. При записи использовался Gibson ES-335, который потом украла моя бывшая жена. Я пользовался этой гитарой вплоть до записи альбома In Rock, на нем ее можно услышать в композициях Child In Time и Flight of the Rat...
Причиной, по которой я потом переключился на Стратокастер, было наличие у него особой четкости звука. Но к нему достаточно сложно было приспособиться. Когда ты играешь на хамбекерах обычно получается достаточно грубый звук, и это вполне простительно. Но звукосниматели на Фендере - вещь очень тонкая и сложная. Важна каждая нота - ничего нельзя упустить.
"April"
Апрель. Я родился в этом месяце. Поначалу у меня была просто маленькая случайно возникшая мелодия. Я показал ее Йону (Лорду) и он придумал "классический" кусок для средней части композиции. В свои двадцать пять лет я еще не слышал ничего подобного. Для того времени это было достаточно смело.
"Concerto for Group and Orchestra"
Я даже не знаю, что об этом сказать. Я никогда больше это не играл. Я даже никогда не слушаю эту запись. Это были абсолютно новые ощущения. Пытаться играть, когда рядом с тобой сидят две дюжины скрипачей - не самое приятное занятие. У меня был маленький усилок Vox, и каждый раз, когда я начинал играть, эти парни натурально затыкали уши: "Слишком громко"! Я, значит, пытаюсь, чтобы публика меня услышала, а рядом сидят эти скрипачи с пальцами в ушах. Можете представить, насколько меня все это вдохновляло.
"Hard Lovin' Man"
Один из звукоинженеров, работавших над этим альбомом был жутким ретроградом, не любившим рок-н-ролл. Когда я записывал соло для этой песни, я совершенно спонтанно начал тереть гитару струнами об дверной косяк, чтобы получить весь этот дикий шум. Этот тип смотрел на меня так, будто я сошел с ума. В другой раз мы с ним слушали записанный материал, и я сказал, что совсем не слышу гитару. "Гитару?" - спросил он, "Да здесь ничего кроме нее и не слышно! Жутко громко!". "Но я действительно не слышу ее!" - "Ты с ума сошел! Она звучит просто охренительно громко! Что у тебя с ушами?". И тут Мартин (Бирч - главный звукоинженер записи) говорит: "Подождите секунду", двигает ползунок и выясняется, что гитара все это время была полностью выключена. Так что пришлось парню прикусить язык. А он-то думал, что я оглох или еще что-то в этом духе.
"Child In Time"
Эта запись была своеобразным ответом всему тому, что мы делали с оркестром. Мне хотелось сделать громкую хард-роковую вещь, и я буквально молился, чтобы она такой и получилась. Я боялся, что иначе мы до конца жизни будем играть со всякими оркестрами. Иэн Гиллан был, пожалуй, единственным человеком, способным ее спеть. Это был его звездный час. Больше никто не решился бы на подобное "карабкание" по октавам все выше и выше. Гитарное соло, однако, получилось довольно посредственным. В те времена никогда не делалось больше двух-трех дублей, когда дело доходило до гитарных соло. Мне дали пятнадцать минут - считалось, что для гитариста этого вполне достаточно. Пэйси был тут как тут, нервно притопывая ногой и поглядывая на часы, как бы говоря: "Ну, долго ты еще там?". "Да я только-только настроился!" - "Ты что же, значит, еще дольше собираешься сидеть?!". Иногда на концертах я играю это соло много быстрее, чем на пластинке. Мне хотелось бы, чтобы оно было побыстрее, и Пэйси всегда хотел того же. Единственная проблема заключается в той части, где вся группа должна играть в унисон: ее можно играть только с такой скоростью, и никак не быстрее, если, конечно, не начать барабанить по струнам, чего я никогда не делаю из принципа. На первый взгляд кажется, что ничего сложного здесь нет, но вы сами попробуйте сыграть ее быстрее после десяти рюмок виски! Это очень сложно.
"Smoke On The Water"
Эту вещь мы записывали не там, где остальную часть альбома, записывавшегося в Гранд-Отеле в Монтро. Smoke On The Water был записан в
огромном вестибюле какого-то здания в Швейцарии с использованием передвижной студии группы "Роллинг Стоунз". Нам нужен был звук с объемным эхом для вспомогательной дорожки. Полиция начала долбиться в двери. Мы знали, что это полиция, и знали, что они скажут нам прекратить запись, поскольку жители окрестных домов жаловались на шум. Поэтому мы не открывали дверь. Мы спрашивали Мартина: "Получилось?". А он отвечал: "Не могу сказать, мне надо прослушать весь материал от начала и до конца, чтобы понять". Полицейские собрали возле здания кучу машин и продолжали барабанить в двери. Мы не хотели открывать, пока не будем уверены, что у нас есть именно то, то надо. Наконец у нас получилось. Мы открыли дверь, и полицейские сказали: "Вы должны прекратить это и поехать куда-нибудь в другое место".
"Highway Star"
Единственная вещь, соло для которой было придумано раньше, чем она начала записываться. Мне хотелось наложить соло из Моцарта на последовательность аккордов, также взятую из Моцарта.
"Lazy"
Очень необычное соло, поскольку я записал одну его часть в один день, а другую - в другой. На записи четко слышна разница. Я никогда не был доволен этим соло. Сама песня очень хороша, но моя работа оставляет желать лучшего. Написана эта вещь была под влиянием Stepping Out Эрика Клэптона.
"Woman From Tokyo"
Этот рифф я также позаимствовал у Клэптона, из Cat's Squirrel.
"Strange Kind Of Woman"
Весь фрагмент с вопросами-ответами гитары взят из Tobacco Road Эдгара Уинтера. Они с Риком Дерринджером имели обыкновение обмениваться подобными гитарными репликами, а нам тогда очень нравилась эта группа (White Trash). Я подсадил Иэна Гиллана на Эдгара Уинтера. Я сказал: "Послушай эти вопли". Иэн спросил: "Кто это?". - "Эдгар Уинтер, брат Джонни Уинтера". И Иэн вдруг начал точно так же вопить. Вот откуда появился этот вопль в конце песни.
перевод - Антон Пищур
Guitars.Ru
Источник: rock-musicland.com