"Не то, чтобы я не люблю интервью. Я чрезмерно честный. За честность не платят."
Интервью Ричи Блэкмора и Кендис Найт для журнала "In Rock". Часть 3
Ваше отношение к фолк-музыке: вы стараетесь добиться аутентичности, или Blackmore's Night - плавильный котел для идей и стилей, в котором рождается новая музыка, скажем, "музыка фэнтези" (fantasy music)?
О, хорошее название.
Кэндис: Мне тоже нравится!
Ричи: Дело в том, что я, конечно же, слушаю музыку ренессанса, но мне хотелось бы развить ее. Не просто воспроизвести "в оригинале", ведь никто точно и не знает, какой она действительно была "в оригинале", а поставить во главу угла именно мелодии.
То есть вы не гонитесь за аутентичностью инструментов?
Мой инструмент - гитара, а гитары вообще тогда не было. Бывает дело, я играю на колесной лире, а Кэндис - на шоме, средневековом гобое, и мы включаем такие фрагменты в нашу музыку. Но когда мы играем для публики, мы пытаемся передать музыку той поры в нашей версии. Не "осовремененной", а переосмысленной.
В версии гитары Блэкмора.
Именно.
Ваши концертные выступления кардинальным образом отличаются от выступлений других групп. Костюмы, декорации, межпесенные монологи... Не приходило ли вам в голову развить эту идею - создать полноценное шоу, эдакий музыкальный театр?
Да, я размышлял над такой идеей. У меня не оказалось ни времени, ни продюсера, чтобы воплотить ее, но я часто приходил к мысли, что нашу музыку и выступление можно довести до совершенства, превратив в театр. Потому что во многих песнях слова представляют собой почти готовые сюжеты.
То есть все что нужно - правильно подобрать компанию-постановщика?
Ага. Когда мы станем еще более известными и узнаваемыми, сможем позволить себе передышку и подумать насчет театра, насчет сюжета спектакля... Ведь каждая из наших вещей может быть превращена в самостоятельную пьесу.
Кстати, вы не смотрели фильм "Гильденштерн и Розенкранц мертвы"?
(Пауза) Нет.
Он про... хмм.. театр. Итак, вернемся к выступлениям. В прошлом году на вашем концерте в Москве присутствовало 10 тысяч человек, а зал, в котором бы будете выступать у нас в октябре, вмещает лишь две тысячи. Это было ваше желание - играть на более, так сказать, уютной сцене?
Да, скорее всего. Мой любимый размер аудитории - тысяча человек. Иногда бывает больше, иногда меньше. Но чем больше народу, тем менее они внимательны. Обязательно кто-то напьется, начнет выкрикивать всякое, и это надо учитывать. Хотя когда мы играли в Москве, мы не могли поверить, как тихо в зале. Люди были очень вежливы.
Они были покорены, зачарованы...
Было здорово, очень тихо.
Если бы было больше тинейджеров, была б другая картина.
Именно. Наша аудитория обычно младше 10 или старше 30.
Если помните, что вам понравилось больше - Москва или Санкт-Петербург?
Эээ... Интересно... Мне кажется, Петербург был лучше, потому что я остался не очень доволен Москвой. Недоволен своим выступлением. У меня был день рождения, а это - всегда трагичный день. Я оказался немного раздражен по поводу группы. Кажется, она делала много ошибок, которых можно было бы избежать, поэтому я был не в духе. Но не могу сейчас вспомнить, отчего именно. У меня было плохое настроение, когда концерт закончился.
Вы сказали, что ваш день рождения - плохой день?
Дни рождения всегда достаточно странны. Ожидаешь многого, а потом чувствуешь, что стареешь. Странный день такой, сладкое с горьким.
Никогда не знаешь, оправдаются ли твои ожидания.
Точно.
Была ли возможность как-то посмотреть оба города?
Только из окна поезда. Я очень был впечатлен тем, что я увидел. Люди, спешащие утром на работу... Русские люди очень отличаются. Сельская местность, строения, дома - все это очень интересно. А вот на Красной Площади я не был. Я уже говорил в одном из интервью - хочу быть единственным человеком, который побывал в Москве, и не был на Красной Площади.
Здесь тысячи других интересных мест помимо Красной Площади...
И меня абсолютно захватила русская музыка. Я купил много всего и теперь сижу, слушаю. Меня потрясает гармоническая структура. И мне нравятся очень необычные аккорды - есть здесь такие особенные минорные аккорды. Потрясающий эффект - очень мощный и динамичный. Обычно все это играется на аккордеоне (возможно, имелся в виду баян - Ред.), что звучит великолепно. Моим следующим проектом будет изучение русской музыки.
Окей, мы бы тут могли предоставить кое-какую информацию...
Русская фолк-музыка - я ее очень люблю, обожаю все эти хоры, там такие интервалы! Прикуплю что-нибудь еще, когда приеду снова. Но мне бы переварить пока то, что уже есть. У меня есть один диск, но я не могу его прочитать, там все по-русски написано! Я не знаю, кто это, что играют - ничего! Знаю только, что сама музыка грандиозна.
Ну, мы бы с радостью помогли, если что... Кстати, у вас на альбоме был кусочек из Чайковского.
Кого?
Ну, мелодия из Чайковского.
А, Чайковского! Да, у нас в "Writing on the Wall" есть мелодия из "Лебединого озера". Мы будем обязательно играть ее на концерте.
И еще вопрос по поводу кавер-версий. На новом диске вы записали кавер "Diamonds & Rust", в версии, очевидно, Джоан Баэз. То есть вы никоим образом не брали за основу версию Judas Priest?
Дело в том, что мы и не знали, что Judas Priest записывали эту вещь! До тех пор, пока к нам кто-то не подошел и не сказал: "А вы знаете, что такая песня есть у Judas Priest?". Мы, изумленно: "Не-а".
Конечно, более широкой аудитории она известна как песня Джоан Баэз. Вот вы упомянули Красную Площадь. У нас не так давно сэр Пол Маккартни выступал на ней. Есть ли у вас какие-то идеи, где бы вы хотели выступить?
Я бы, наверное, хотел выступить в каком-то замке, или в старинном месте. Я не знаю, есть ли в России замки или руины всякие, монастыри, древние строения. Для меня Красная Площадь - скорее официозное, правительственное место.
Да... Может быть, подойдет какой-либо кремль. Кремль - это городская крепость, и тот, что в Москве - не единственный. Есть много старых-старых городов, старше Москвы, где тоже есть кремль, чуть ли не с десятого века.
Вот где я хотел бы сыграть. Это мой размерчик!
Особенно подойдет для музыкального театра. А теперь немного вопросов из серии "разное". Ваше участие в других проектах... После трибьюта Shadows, было ли что-то еще?
Вообще-то я такое не практикую. Хотя я играл у Die Geyers. Они - моя любимая "средневековая" команда, которая играет аутентичную музыку того времени. А предложения сыграть на рок-альбомах, которые я иногда получаю, мне совсем неинтересны...
То есть вы сыграете только в тех группах, которые интересны вам?
Да-да, мне надо быть настоящим энтузиастом данной группы! И, конечно, это лишь мое мнение, но большинство рок-групп сегодня совершенно не вдохновляются тем, что они играют. Я все это уже слышал. Почти все. Единственная разница - сегодня всё быстрее. Но если посмотреть в корень, то окажется, что главное уже сделано.
Вопрос, который интересует многих - про финальный этап карьеры в Rainbow. Есть ли планы выпустить концертник этого периода?
Не думаю... Впрочем, менеджмент ради денег сделает все что угодно. Но я со старыми менеджерами сейчас не общаюсь. И даже если что-то и случится, я к этому не буду иметь отношения.
Я так понимаю, вы абсолютно отделены от всего того, что можно назвать словом "рок", и сосредоточены на том, что вы делаете сейчас?
Да.
Замечательно. Итак, осталось еще кое-что - поблагодарить вас за это интервью. Было безумно интересно.
Спасибо вам! Увидимся на концерте.
Мы очень надеемся, что вы придете в Мос.. то есть в Россию.
И сообщите, если рядом окажутся старинные замки.
Кэндис: Мы вернемся в октябре.
Будем с нетерпением ждать вашего приезда. И если нужна какая помощь с русской музыкой...
Да, может, расскажете, как это все называется. Я не могу понять, что это за буквы такие...
Да, с алфавитом поможем. Спасибо большое... До свидания!
"In Rock", Осень 2003
Беседовал Евгений Галунин.
Вопросы также придумывали Владимир Импалер и Андрей Гусенков (www.deep-purple.ru).