"Я играл на сцене выдающуюся музыку, а люди не поняли ёё сути. Но если я играю на гитаре ногами, они сходят с ума."
Интервью Ричи Блэкмора и Кендис Найт для журнала "In Rock". Часть 2
Герой, гений, один из самых значительных музыкантов в рок-музыке ХХ века, при одном упоминании которого у поклонников трясутся поджилки, ярые фэны падают ниц, а журналисты хором восклицают: "Я недостоин!" Это - Ричи Блэкмор, экс-гитарист Deep Purple и Rainbow, а ныне - лидер Blackmore's Night.
А теперь пару вопросов для Кэндис.
Хеллоу! (Тоненьким звенящим голосочком).
Помните ли вы ваше первое выступление, когда вы были на подпевках?
Конечно же, помню! До встречи с Ричи я практически не пела, и первый раз, когда мне довелось выступать, был с Deep Purple в 93-м году. Я поехала с ними в турне "The Battle Rages On". Ричи услышал, как я пела - в гостинице или в машине - и предложил исполнить бэки в "Black Night" и "Difficult to Cure". Я ужасно боялась выходить на сцену, к тому же у Ричи к тому времени уже были сложные отношения с другими участниками группы, поэтому он скрывал меня от них. Пришлось поставить микрофон за кулисами, за усилителями и прочей аппаратурой. Итак, никто не видел меня и не знал, что я пою. Я спела свои партии во время гитарных соло, и на следующий день в одной из местных газет - а дело было в Чехии - написали, как нам перевел один местный житель, что у Джона Лорда...
(Смеется)
...засэмплирован в синтезаторе женский голос, который он использовал во время соло Ричи на "Black Night"! Ну, думаю, по крайней мере я хоть нормально спела, раз меня приняли за клавиши. В общем, было так забавно, когда они подумали, что это Джон! Таким образом, я очень хорошо запомнила свое самое первое выступление.
Если бы судьба распорядилась иначе, и вы никогда бы не встретились с Блэкмором, сложилась бы у вас тогда эстрадная карьера?
Наверное, нет, потому что именно Ричи дал мне уверенность в себе, возможность выйти на сцену и петь, раскрыться. Я пошла бы по другому пути. Но интерес к музыке был у меня всегда. Когда мы с Ричи познакомились в 1989 году, я работала на радиостанции. Мне хотелось быть рядом с музыкой, это был мой "большой побег" - достаточно надеть наушники, закрыть глаза, и ты уже далеко от всех проблем и тревог сегодняшнего дня. Наверное, я бы продолжила работать где-нибудь рядом с музыкой, на студии или на радиостанции... Но стоять на сцене и петь у меня не хватило бы смелости.
Да, я понимаю, о чем вы, ведь мы все так или иначе живем музыкой. В том или ином смысле.
Точно.
Вы брали уроки вокала?
Совсем-совсем чуть-чуть. Дело в том, что я была первым ребенком. А когда вы первый ребенок у своих родителей, они совершенно не знают, что с вами делать. Поэтому меня отдавали во все возможные кружки и студии. Когда мне было четыре года, меня определили в кружки пения и актерского мастерства одновременно. Это продолжалось до 12 лет, после чего я переключилась на модельный бизнес. Так что я брала уроки пения, но это было очень-очень давно. Я и сейчас делаю некоторые вокальные упражнения. Мне надо очень острожно обращаться со своим голосом. Я не из тех, кто в турне веселится до утра, пьет, курит. Не хочу уничтожать свой голос. Знаю, что хорошо для него, забочусь о нем, и хочу, чтобы он продолжал звучать не хуже. А может быть, и сделался еще сильнее.
Нет ли у вас планов сольной карьеры? На вашем сайте есть пара клипов...
Да, представьте себе, время от времени ко мне обращаются люди и просят поучаствовать в их проектах. Например, знаете ли вы такую группу - Rhapsody?
Конечно.
Их продюсер Саша Паэт предложил мне поучаствовать в своем новом проекте Aina (диск называется "The Story of Aina"), прислал мне партии, и я спела пару-тройку номеров, а также приняла участие в проекте Beto Vazquez Infinity. Так что периодически я проявляюсь в разных концептуальных проектах рок-оперного типа. Это всегда так здорово, я просто обожаю такие проекты!
А что касается сольных песен... Все началось, еще когда Ричи находился в студии с Rainbow. Тогда он начал писать материал и для нашего проекта, мы стали работать вместе. Вернее, это была не работа, а сочинение вещей, ему нужно было сбежать от хард-рока, которым он уже 40 лет занимался... И пока все остальные записывали свои партии, мы сидели в соседней комнате и писали музыку - расслабляющую тихую музыку, просто ради шутки. Но поскольку Ричи сочинял вещи и для меня, и для Rainbow, то в моей тетради скопилось много незадействованных текстов. Я сказала: "Ричи, мне нужно больше музыки, напиши для меня еще музыки". Он повернулся и ответил: "А почему бы тебе самой не написать?" Я никогда об этом не думала... "Почему бы действительно не попытаться?" И теперь у меня есть все эти песни, которые собирают пыль на полках. Так что я периодически наведываюсь в студию и пытаюсь вдохнуть в них жизнь. Все эти сольные начинания - только для души, но было бы интересно посмотреть, что из этих песен может получиться, если ими займется продюсер...
То есть 50/50, что они когда-нибудь появятся на компакт-диске?
Пока что записана только пара песен. Я выложила их в интернет, чтобы люди смогли удовлетворить свое любопытство. Что касается полноценного альбома и тура, то я абсолютно влюблена в то, что мы делаем в Blackmore's Night. Для меня наша совместная работа, сочетание моих текстов и музыки Ричи - окончательное совершенство, и не знаю, бывает ли что-либо лучшее.
Вы делаете сценические костюмы сами, или у вас есть стилист, дизайнер?
Мы все делаем сами. Мало того, мы и всю команду одеваем. Это очень специфическая одежда, ее можно приобрести или в специальных магазинах, или на конвенциях любителей ренессанса.
Понятно. Интересно, а вы балуете Ричи какими-либо средневековыми блюдами?
Чем-чем? Едой что-ли? Средневековым чем?
Средневековой кухней.
О-о, кухней. Ну да, мы вообще-то делаем кое-что дома, например, Вассайл (Wassail). Берешь мед (пиво такое), добавляешь яблок, гвоздику там, шалфея, корицу, разные травы. Ричи этот напиток нравится.
Ричи: Да уж! (Смеется.)
Уверен, что всем будет очень-очень интересно испробовать этот рецепт!!! Итак, хотел бы поблагодарить вас за то, что приняли участие в этом интервью. А теперь не могли бы мы снова переключиться на г-на Блэкмора.
Да, конечно.
Теперь немного общих вопрос про Blackmore's Night. Что для вас важнее: музыка ренессанса или стиль жизни? Или музыка лишь отражает стиль жизни?
Блэкмор: Музыка ренессанса, безусловно, важнее всего. Я имею представление о стиле жизни, много читаю на эту тему, но музыка - самое главное.
То есть все внешние аспекты вторичны?
Точно. Когда мы на сцене, наряды призваны связать в нашем шоу всё воедино. Визуальный ряд помогает точнее воспринимать то, что мы играем. Хотя лично мне просто нравится носить такие костюмы. Я много хожу в такой одежде, иногда - даже в ресторан. Мне не по душе то, во что люди сейчас одеваются, я не фанат бейсболок и футболок.
Мы ранее говорили о музыкальном полотне, об идеальном видении музыки Blackmore's Night. Вы думаете, она все еще в стадии становления, или волшебная формула уже найдена?
Нет, мы не гоняемся за некоей формулой. Просто какой-то материал бывает сложновато играть на сцене - ведь одно дело бренчать дома на акустике, а другое дело - с ней же выступать на сцене с группой. Порой я немного теряюсь. А хвататься за электрогитару, чтобы играть громче - слишком простое решение. Акустика - естественнее.
То есть вы добиваетесь, чтобы акустическая гитара звучала с такой же энергией и силой, как и электрогитара?
Очень тяжко... У неё нет ни састейна (sustain), ни громкости...
ОК, это что касается сцены, а что касается студии? Что касается записей? Ваша музыка все еще в развитии?
Да, я всегда развиваюсь, пытаюсь стать лучше. Никогда не бывает такого, чтобы я был чем-то абсолютно доволен. Особенно это касается студии. Слушая результаты своей работы, я говорю: "Нормально. Ничего особенного". И пытаюсь сделать всё лучше, снова и снова...
И все же, следует ли ждать от новых альбомов каких-либо стилистических экспериментов? Готовите ли вы сюрпризы для слушателей в будущем?
В смысле стиля - нет. Это буду старый добрый я. Я уже 40 лет так играю.
У ваших музыкантов титулы - граф, сэр, лорд. Это сценическая фишка, или они действительно благородного ээ...
Происхождения? Они - своего рода бродяги... Всегда играют где-то еще, приходят и уходят. Только привыкнешь к имени - а они уже в другой группе. Всё от того, что мы работаем только по три-четыре месяца в году. Чтобы оставаться свежими, лучше свести работу к минимуму. Не стоит ломиться в дорогу, чтобы сыграть там, где мы не хотим. В этом - привлекательность нашей команды. Мы делаем, что хотим, играем музыку, какую хотим, и там, где хотим. Я раньше был в группе, которая все время скиталась по миру, и в результате очень уставал, выматывался до изнеможения. Я отказываюсь продолжать в таком же духе. Я обычно работаю два вечера, и два вечера отдыхаю. Как бы ни стонали промоутеры, мы говорим: "Нет, фигушки".
Я знаю, о чем вы, понимаю, каково это - "скакать по глобусу".
Да уж, этого я хватил сполна...
"In Rock", Осень 2003
Беседовал Евгений Галунин.
Вопросы также придумывали Владимир Импалер и Андрей Гусенков (www.deep-purple.ru).