"Вы никогда не превзойдёте самого себя на записи. Это бесполезно."
Интервью Ричи Блэкмора и Кендис для газеты "Русская реклама". Часть 2
Читателям, незнакомым с творчеством Блэкмора, напомню, что Ричи - один из "застрельщиков" супергруппы Deep Purple, в которой он стал одним из признанных королей гитары. Затем Ричи уходит из Deep Purple, чтобы создать новую группу - Rainbow. Там он играл до 1984 года, когда Deep Purple воссоединились в золотом составе.
Люди всегда считали и продолжают считать тебя "королем гитары", который создал свой стиль, и все же интересно узнать, кто оказал влияние на твое творчество. Как сформировался гитарист Ричи Блэкмор?
Тебе что-то говорит такое имя, как Дуэйн Эдди? Он был моим первым кумиром. Также Niro End Gladiators, Бади Холли, Скотти Мур, игравший с Элвисом Пресли, Томми Стил, Альберт Ли из Everley Brothers. Я его видел, когда мне было 15 лет. Это для меня было фантастическим.
Но ты создал свой стиль, и сейчас у твоей школы много последователей. Например, те же Iron Maiden признались, что много черпают у Deep Purple 70-х, где ты играл первую скрипку...
Да, это так. И я рад, когда люди, играя рок-н-ролл, обращаются к тому, что было создано нами. Например "Machine Head" и "Burn". Музыканты, что-то беря у этих альбомов, показывают свой хороший вкус.
Оба твоих альбома имеют слово "луна" в названиях. Как ты это объяснишь?
Луна всегда была важна как элемент лирики у Кэндис. Это очень природно, таинственно. Луна представляет собой много вещей сразу в одном лице. Это эмоционально заряжает нас.
Кэндис, ты пела на концерте просто чудесно. Твои песни просто волшебные. Где ты черпаешь вдохновение для написания слов? Из баллад, легенд?
Я думаю, что большинство песен я пишу исходя из вещей окружающих нас: природы, солнца, воды, птиц и т.д. Даже смена времен года влияет на меня. Мы хотим показать простоту вещей, это дает мне вдохновение. Сейчас на людей давит столько стресса, столько напряжения со всех сторон! И если я вижу расслабленные и улыбающиеся лица, то я сама счастлива, это меня заряжает. И, конечно же, в моих стихах всегда присутствует любовь.
И я тоже получаю романтический заряд.
(Ричи шутит): Одна женщина работавшая здесь, в ресторане, однажды услышав нашу музыку, проявила высочайший романтизм, скинув свою одежду (смеется).
Ричи, какие требования ты предъявляешь к музыкантам, играющим с тобой в группе?
В этой группе я всегда спрашиваю кандидата, любит ли он музыку ренессанс, что он думает о мелодии. Посвящен ли он в этот стиль. Я никогда не хотел играть с "наемниками", у которых на первом месте деньги. Таким все равно, что исполнять. Я считаю, что музыка должна возвышаться над его эго. Если же его эго превалирует над музыкой, то я расстаюсь с такими музыкантами. Должен быть хороший характер и энтузиазм. И огонь в глазах. Иначе говоря, должно быть чувство отдачи ради музыки и только нее.
Давно известно, что ты, Ричи, создал образ "гитариста в черном". Действительно, на всех концертах и в Deep Purple, и в Rainbow, и сейчас, ты выступаешь в черных одеждах. Не создавалось ли у тебя впечатления, что ты внешне несколько "выпадаешь" из ансамбля?
Это исходит из моего настроения. Я всегда хочу быть таинственным, немного непонятным. Это иногда трудно. Я не хочу быть эдаким беспечно-счастливым парнем. Где бы я ни гастролировал с той или иной группой, я всегда держался отдельно. Я индивидуалист. Но я не переступаю черту, за которой начинается высокомерность. Как я уже сказал, если эго слишком сильно, то музыкант теряет нить, которая и делает его музыкантом. Такой случай произошел с Pink Floyd. По этой причине группа рассталась с Роджером Уотерсом.
Я, конечно же, не могу не коснуться твоей первой группы Deep Purple. Какая твоя оценка этому яркому коллективу? Эта группа воспитала несколько поколений. Я и сам был горячим поклонником Deep Purple, этой группе планетарного масштаба.
Deep Purple были очень хороши до 1974 года. Были выпущены несколько превосходных пластинок: "In Rock", "Machine Head", "Burn"...
Ричи, почему ты ушел в 1975 году?
После выпуска альбома "Stormbringer" мое отношение к музыке Deep Purple изменилось. Этот альбом звучал как музыка Стиви Уандера, а не хард-роковой группы, хотя песни "Soldier of Fortune", "Gypsy", "Lady Double Dealer" очень хороши. Но, опять же, была рецессия. Фанк, и не более. И я ушел. И все же Deep Purple сделали очень много для рок-н-ролла.
Ричи, кто был самым лучшим твоим партнером за эти годы?
Джо Линн Тернер. Все музыканты Deep Purple, Ронни Джеймс Дио.
Кэндис, твой стиль жизни очень своеобразный. Он явно не вписывается в современные каноны. На сцене ты живешь как в 17 веке. А в жизни?
Мы имеем много друзей, проводим различные parties. Эти люди разделяют наши взгляды и мы находим много общего. Например, я не завязла в Интернете. Чувствую, что компьютер забирает у меня много энергии. Я считаю, что существует много интересного помимо компьютера, который лишает людей живого общения. А живое общение - это и есть основа человеческих отношений.
ХХ век подходит к концу. Сейчас много разных попыток определить лучшего человека в той или иной области. Ричи, кто, по твоему мнению, были лучшими рок-музыкантами ХХ века? Например, вокалист, гитарист, барабанщик.
Тони Авион - на гитаре, Пол Роджерс - вокалист, Брюс Лейн - на басе, Антони Фэйган - барабанщик.
Ричи, когда ты впервые почувствовал, что ренессанс - это твоя среда?
В 1971 году. Тогда был популярен хард-рок. И я не мог реализовать свои мечты из-за обязательств перед компаниями грамзаписи.
Как, по-твоему, развивается современная музыка? И что нас ждет впереди?
Я ничего хорошего не ожидаю. Надеюсь, что компании звукозаписи прекратят диктат в навязывании того или иного стиля. Деньги сегодня решают все. И хорошую музыку задвигают на задний план. А безвкусицу, наоборот, продвигают вперед. Это своего рода "коммунизм" от шоу-бизнеса.
Ричи, я хочу тебе задать один вопрос о нашумевшем поджоге сцены на фестивале California Jam в 1974 году. Что случилось тогда?
Тогда была очень скучная история. Мы и раньше делали подобное, но в меньших масштабах в конце шоу. Я ломал гитары. Но подобное делал и Пит Тауншенд из "The Who", и Джимми Пейдж из Led Zeppelin. Хотелось что-то новое. Вот и поджег сцену. Тогда же я разбил и телекамеру, стоявшую возле сцены.
Были слухи, что Deep Purple отказались играть предпоследними, и Emerson Lake & Palmer невольно оказались втянутыми в это. Ибо им оказывалась эта честь - закрывать фестиваль.
Это не было причиной. Мы считали (и вообще это признано), что закрывать шоу не лучше чем, быть в середине. Играет роль освещение сцены. Когда выступают днем, то нет ощущения атмосферы рок-концерта. А вечером, когда сцена освещена и возможны пиротехнические эффекты, это создает совсем другое впечатление. Кроме того, под конец фестиваля, многие люди устают и начинают думать, как добраться домой. В общем, мы хотели быть предпоследними.
Кто оказал музыкальное влияние на творчество Deep Purple?
Это были группы Mountain, Vanila Fudge и Джимми Хендрикс.
Ну и, наверное, классическая музыка?
Да, конечно. Мы сделали альбом "Concerto for Group and Orchestra", где играет симфонический оркестр.
По прошествии стольких лет, какое событие ты считаешь самым ярким в своей карьере?
Я никогда не рассматривал свое творчество под таким углом. Насколько долго я смогу играть, вот основной вопрос моей карьеры. Я хочу видеть людей на концертах со счастливыми лицами.
Ты упомянул коммунизм. А знаешь ли ты, что в СССР ваша музыка была под запретом, а людей, привозивших пластинки Deep Purple и Rainbow, часто ождали проблемы с КГБ?
Я чувствую, что в России все запрещено. Все, кроме делания денег для политиков. Еще я хочу добавить про коммунизм. Это скорее касается ценностей. Там они были политизированы. Все подчинялось цели подавления. В Америке же все очень расшатано. Нет цензуры, зато все вне контроля. И подростки, и музыкальные направления. Это другая противоположность. Это все накапливается: вседозволенность с одной стороны, и зацикленность на политкорректность с другой. Когда-нибудь эта критическая масса взорвется. В Америке, по моему мнению, тоже коммунизм, только наоборот. Все ценности подчинены воротилам от шоу-бизнеса. А они, к сожалению, диктуют моду на рынке.
К сожалению атмосфера 70-х и 60-х годов уже безвозвратно ушла.
Это правда. Нет ярких исполнителей. Зато мы имеем сейчас безвкусицу типа Бритни Спирс, N'Sync и прочих. Компании их протекционируют только по причине внешних данных. Музыки там нет вообще. Стереотипность. Америка в этом отношении деградирует. Совсем по-другому дело обстоит в Европе. Рок там в цене. И отношение к музыке другое.
Игорь Пейсахович, "Русская Реклама", Декабрь 2000
www.deep-purple.ru